Мухтасаров Ф.Ш., Председатель общественной организации «Региональная татарская национально-культурная автономия Московской области», г. Дубна Московской области, ул. Тверская, д.4, кв.16;
E-mail: mukhtasarov@gmail.com.
Аннотация. В статье рассматриваются законодательные акты по реализации государственной национальной политики на Федеральном и Региональном уровнях, а также опыт ее осуществления в Московской области. Ключевые слова: многонациональное государство, ассамблея народов Подмосковья, Консультативный Совет по делам национальностей Московской области, межнациональное согласие, национальная политика, малочисленные народы.
Исторически Российское Государство сложилось как многонациональное. На ее территории проживают представители свыше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Каждый народ, будь он многочисленный или малочисленный, имеет свои древние корни, язык, культуру, традиции и обычаи.
В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 105 языков, из них 24-в качестве языка обучения, 81-в качестве учебного предмета.
Многообразие культур – это большое духовное богатство России. Это как большой букет из разнообразных цветов, каждый из которых обладает своим ароматом. И, с одной стороны, чтобы люди с детского возраста ощущали и видели эту красоту, нужно их просвещать, создавать условия для сохранения и развития культур разных народов. С другой стороны, незнание национальных особенностей любого народа может стать причиной конфликтов, которые могут разжечь различные личности, преследуя свои политические цели. Поэтому проведение Государством грамотной, продуманной и системной национальной политики является необходимым условием сохранения этнокультурной самобытности народов и укрепления государственного единства России.
Рассмотрим законодательные акты РФ. Одним из первых законов, создавших юридические основы для объединения граждан, стал Закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», в котором написано, что «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения». Этот закон стимулировал и объединение людей с целью сохранения национальной культуры. Так в городе Дубне Московской области татары и башкиры еще в 1991 г. создали неформальное Татаро-башкирское культурное общество «Идель» и начали активно проводить просветительские встречи для взрослых и детей по истокам татарского народа. А с выходом Закона «Об общественных объединениях», это общество юридически зарегистрировали. Следующим законом, нацеленным на сохранение национальных культур, стал Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О национально-культурной автономии" [2]. Он стал основой для повсеместного поэтапного создания национально-культурных автономий народов России: Местной, Региональной и Федеральной.
В Московской области на основе этих двух Законов осуществляют деятельность 114 национальных общественных объединений. Одним из важных шагов в направлении создания эффективной системы регулирования межнациональных отношений стало принятие в 2012 году «Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года» (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 с последующими изменениями на 6 декабря 2018 г.).
В этом документе четко обозначены правовая основа и приоритеты . Исходя из приоритетов обозначены цели, принципы и задачи . В этом же году, согласно Стратегии, был создан Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, а в 2015 г. в составе Федеральных органов исполнительной власти воссоздана структура, ответственная за реализацию национальной политики - Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России). Складывается единая система регулирования национальной сферы, включающая в себя специализированные органы власти на Федеральном, Региональном и Муниципальном уровнях. Данные органы взаимодействуют с профильными комитетами законодательных собраний-Государственной Думы и Совета Федерации, с институтами гражданского общества: Общественной палатой, Консультативными советами при ведомствах, Национально-культурными объединениями и т.д.
Особенной чертой национальной политики последних лет является стремление придать деятельности государственных органов в сфере повышения культуры межнациональных отношений более систематизированный, целенаправленный характер. Достижению этой цели служит принятие в 2016 г. Государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики», в которой отражена дальнейшая активизация деятельности профильных государственных и муниципальных учреждений (Домов дружбы, этнокультурных парков и др.) по поддержке национально-культурных автономий-общественных учреждений, нацеленных на удовлетворение культурно-языковых потребностей различных этнических групп России. В то же время в ФАДН России была создана Информационная система, задачей которой является мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннее предупреждение конфликтных ситуаций. Эти и другие меры создают основу для эффективной реализации государственной национальной политики.
За период реализации Стратегии с 2012 по 2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Российской Федерации. По итогам социологических опросов 78,4 процента граждан от общего количества опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений, 93 процента граждан отмечают отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, при этом уровень общероссийской гражданской идентичности составил 84 процента.
В соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.96 N 909, Стратегией социально-экономического развития Московской области до 2020 года (Постановление Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49), Правительство Московской области утвердило Концепцию реализации государственной национальной политики на территории Московской области (Постановление от 23 марта 2012 года №352/10- с изменениями на 3 ноября 2015 г.).
В этой Концепции изложены Цели реализации государственной национальной политики на территории Московской области, такие как упрочение гражданского самосознания и духовной общности народов; сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов; поддержание гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Для достижения этих целей определены задачи, которые необходимо
будет решить, это:
обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного
потенциала народов, проживающих на территории Московской области, на
основе идей единства, дружбы народов, межнационального
(межэтнического) согласия, российского патриотизма;
распространение знаний об истории и культуре народов, проживающих на
территории Московской области;
формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в
соответствии с нормами морали и традициями народов России;
развитие межнациональных (межэтнических) культурных связей, в том числе путем распространения на территории Московской области традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России с привлечением областных и местных теле- и радиоканалов, печатных и электронных средств массовой информации, организация художественных выставок, фестивалей национальных искусств и иных мероприятий, пропагандирующих культуру народов, проживающих на территории Московской области и другие.
Для эффективной работы в Концепции конкретно обозначена и инфраструктура по реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений на территории Московской области, которая включает в себя:
Консультативный совет по делам национальностей Московской области и консультативные органы в сфере межнациональных отношений муниципальных образований Московской области;
Общественную палату Московской области и общественные палаты муниципальных образований Московской области;
национально-культурные центры, клубы, дома дружбы, межнациональные культурные центры;
региональные и местные национальные и иные общественные организации, в том числе национально-культурные автономии;
региональные и местные средства массовой информации.
Вопросы межэтнических отношений нашли отражение и в Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 года [6- раздел 5]. В этом документе подчеркивается необходимость создания в Московской области атмосферы взаимного доброжелательного отношения друг к другу людей различных национальностей и вероисповеданий, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, социокультурной адаптации и культурной интеграции мигрантов и их детей. В этой связи в числе ряда ключевых мероприятий отражены и все основные элементы инфраструктуры, указанные в Концепции. Как реализовывались в Московской области принятые законодательные акты?
Московская область - субъект Российской Федерации, на территории которого проживают представители свыше 140 национальностей. За прошедший период на территории Московской области создано и действует 114 национальных общественных объединений, в том числе 72 национально-культурных автономии и 42 национальных общественных организации: татары – 24 объединения (2 региональных и 22 местных организации), армяне – 19 объединений, азербайджанцы – 16 объединений, мордва – 9 объединений, немцы – 7 объединений, белорусы – 7 объединений, евреи –3 объединения, украинцы, корейцы, грузины, ингуши и якуты по 1-2 объединения. Национальные общественные объединения действуют в 37 муниципальных образованиях Московской области. Наибольшее их количество – в городских округах Химки, Мытищи и Пушкинском муниципальном районе (7 и по 5 объединений соответственно). Наиболее активную общественную деятельность ведут национальные общественные объединения татар, мордвы, корейцев, украинцев, азербайджанцев и армян.
В 2011 г. принят Закон Московской области N 150/2011-ОЗ "О поддержке национально-культурных автономий в Московской области", на основании которого ежегодно на конкурсной основе национально-культурным автономиям выделяются гранты по линии Главного управления социальных коммуникаций Московской области.
По линии Министерства культуры Московской области на конкурсной основе предоставляются субсидии на реализацию общественно-значимых национально-культурных мероприятий.
Для координации работы органов власти и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений созданы Консультативный совет по делам национальностей Московской области и Общественная палата Московской области. Подобные совещательные органы действуют и в ряде муниципальных образований Московской области.
С 2013 г. проводится организованный по поручению Губернатора Московской области конкурс на премии «Наше Подмосковье». За прошедшие шесть лет рассмотрено и проведена экспертная оценка более 50 тыс. из 120 тыс. проектов, подготовленных жителями Московской области. В конкурсе приняло участие свыше 200 тыс. человек и более 10 тыс. стали лауреатами, в том числе и проекты от СО НКО. Призовой фонд премии традиционно составляет 180 миллионов рублей. В 2019 году присудили 1 тысячу премий по 180 тысяч рублей каждая. Всего на конкурс представили около 23 тысяч проектов в четырех номинациях: «Экология», «Творчество и духовное наследие», «Волонтерство и благотворительность» и «Прорыв». В номинации «Творчество и духовное наследие» несколько десятков человек стали победителями с проектами, в которых отражены культура народов Подмосковья.
В Московской области сложилась практика проведения областных межнациональных мероприятий. Так в 2008-2010 годы были организованы Ассамблеи народов Подмосковья (они проходили в Доме Правительства и Московском областном Доме искусств-ныне это Губернский театр). На них выступали Губернатор Московской области (тогда им был Б.В.Громов), лидеры Национально-культурных объединений и другие уважаемые люди Подмосковья, занимающиеся в этой сфере. Выставка национального быта и концертная программа духовно сближали людей. В последующие годы такие мероприятия начали проводиться как Областные Фестивали национальных культур.
Очень важной работой, которая в 2015-2017 годы проводилась системно это организация Круглых столов на национальную тематику, в подготовке и проведении которых активно участвовали представители Правительства МО, местных администраций (где проходил Круглый стол) и руководители национально-культурных объединений. Итогами заседаний Круглых столов становились рекомендации в адрес Правительства Московской области, администраций муниципальных образований и национально-культурных объединений Московской области по вопросам дальнейшей гармонизации межнациональных отношений.
Таким образом, на Федеральном и Региональном уровнях создан целый ряд необходимых условий (организационных и финансовых) для эффективной реализации национальной политики, направленной на формирование духовно-нравственной личности, обладающей культурой межнационального общения и нацеленной на сплочение многонационального народа России.
Очень важным является охват просветительскими мероприятиями больше людей, особенно, детей и молодежи. Рассмотрим на примере наукограда Дубна. В Дубне по инициативе Дубненской татарской национально-культурной автономии в 2013 году открыт Центр национальных культур. Это стало уникальным явлением в Московской области, так как он был организован на площади городской библиотеки. Центр стал, действительно, особой территорией укрепления дружбы для людей всех национальностей города. Там по инициативе местных национально-культурных объединений и Землячеств начали проводить Дни татарской культуры, праздник Навруз, русские Вечерки и т.д., в которых участвуют и молодежь, и дети. В городе совместно с Администрацией уже несколько раз организованы Фестивали национальных культур, в программе которых активное участие принимают и школьники, и дошкольники. Аналогичный Фестиваль по инициативе студентов ежегодно проводится и в Университете «Дубна».
Интересной практикой является проведение в Центре национальных культур г. Дубны уроков дружбы (инициатива руководителя Центра Л. Алексеевой). Учащиеся с интересом знакомятся с предметами быта и культуры разных народов, что наглядно показывает необходимость систематической ознакомительно-просветительской работы с подрастающим поколением.
А как знакомить дошкольников с разными культурами? Один из примеров: в детском саду в Дубне провели Детский Сабантуй. Вначале рассказали детям об истории праздника, а затем организовали игры и конкурсы из программы Сабантуя. Дети с удовольствием бегали в мешках, били горшок с завязанными глазами и т д. Все получили презенты и массу удовольствия. Теперь они уже и дома расскажут об этом празднике.
Все приведенные примеры говорят о том, что просветительсковоспитательная работа по формированию культуры межнационального общения необходима на системной основе, причем, с охватом всего населения, начиная с младшего возраста и до ветеранов. То есть должна быть создана устойчиво и постоянно работающая система, которая формирует и поддерживает ту культурно-нравственную среду, в которой люди любой национальности чувствуют себя комфортно.
Следует отдельно подчеркнуть роль семьи в жизни подрастающего человека. Ведь ребенок именно из семьи приходит в детский сад, школу и в последующем, выходит на дорогу большой жизни. Значит, важнейшим этапом формирования личности ребенка является именно семья: те отношения, которые там царят, тот культурный фон, который создают родители для детей. Таким образом, очень важна и работа с родителями, чтобы они поощряли своих детей к познанию родного языка и культуры и не стеснялись это проявлять на мероприятиях в детском саду ли, в школе ли и просто в жизни. Ибо понимали, что знание своей родной культуры -это твое богатство, а познание культур других народов – проявление уважения к ним. Все, о чем написано выше, можно представить в форме общей структуры реализации Стратегии Государственной национальной политики Российской федерации (прилагается). Более детально варианты и формы работы рассмотрим уже в последующих статьях. Наша цель: обобщить накопленный опыт общественной деятельности в национально-культурной сфере и предложить практические рекомендации для системной работы в сфере формирования культуры межнационального общения, нацеленные на решение главной задачи: укрепление дружбы и сплоченности между народами нашей Родины.
Список использованных источников.
1.Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»
2.Федеральный Закон от 17.06.1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»
3.«Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года» (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 с последующими изменениями: Указ от 6 декабря 2018 г. №703).
4.Концепция реализации государственной национальной политики на территории Московской области (Постановление от 23 марта 2012 года №352/10- с изменениями на 3 ноября 2015 г.).
5. Ежегодный доклад Общественной палаты Московской области «О состоянии и развитии институтов гражданского общества в Московской области в 2018 году», 17.12.2018 г.
6.Постановление Правительства МО от 28 декабря 2018 года №1023/45 «О Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года» (с изменениями на 10 декабря 2019 года);
7. «Наша Родина-Подмосковье»-буклет (2008 г.).
8. Сборник выступлений участников Ассамблеи народов Подмосковья 23 мая 2008 года.
9.Сайт «Наше-Подмосковье.рф».
10.Сайт «mosobltatar.ru/