Мухтасаров Ф.Ш., Председатель общественной организации «Региональная татарская национально-культурная автономия Московской области», г. Дубна Московской области, ул. Тверская, д.4, кв.16; e-mail: mukhtasarov@gmail.com.
Аннотация. В статье со ссылкой на ученых приводится понимание понятия воспитывающей среды и ее содержания. На различных примерах показывается, что создание соответствующей среды -это залог формирования нравственной личности, познания истоков своего народа и воспитания культуры межнационального общения.
Ключевые слова: воспитывающая среда, семейный клуб, музейная педагогика, этнопедагогика.
Рассматривая роль воспитывающей среды в сохранении национальной идентичности, необходимо вначале проанализировать, в целом, эту роль в становлении полноценной и гармоничной личности. Ученые отмечают, что в период коренных социально-экономических преобразований процесс формирования и становления личности всегда сопряжен с постоянным поиском новых ценностных ориентиров и приоритетов в воспитании человека. В связи с этим, создание условий для его гражданской, интеллектуальной и творческой самореализации является приоритетным в воспитании молодого поколения россиян. В течение жизни у каждого человека формируется индивидуальная основа динамических процессов анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Приобретаемые с возрастом и в процессе обучения знания существенно влияют на развитие этих процессов.
И в этом большую роль выполняет среда, в которой происходит становление ребенка, другими словами, воспитывающая среда.
Доктор педагогических наук Нечаев М.П., анализируя понимание сущности воспитывающей среды, утверждает, что в целом эта среда является частью социокультурной среды, которую составляют окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности.
Одновременно, воспитывающая среда является органической частью более широкого образовательного пространства, где ребенок является участником ряда воспитывающих сред:
1) я - ситуация;
2) я и семья (микросреда ребенка);
3) я - класс (атмосфера и нормы деятельности малой группы, сверстники и референтная группа);
4) я - учреждение образования - школа (дух школы, ее правила и традиции; администрация, педагогический коллектив и обслуживающий персонал школы; классный руководитель, конкретный педагог);
5) я - двор, микрорайон, район и пр. (особенности места проживания, его социокультурные, экономические, экологические и прочие характеристики). Такое построение обозначают вертикальным срезом среды [1, стр. 406-416]. Рассмотрим роль названных воспитывающих сред в развитии ребенка.
Основатель этнопедагогики, академик Российской академии образования Г. Н. Волков написал «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации…».
Очевидно, что для детей с самого раннего детства первой воспитывающей средой является семья. У любого народа ведь есть колыбельная песня, под которую дети сладким сном засыпали. Слушая же сказки и рассказы на родном языке, ребенок впитывал слова и постепенно начинал говорить. А за этим уже идет дальнейшее развитие: рассказы небольших стихов и исполнение понравившихся песен. А чего стоят вкусные национальные блюда (они есть у каждого народа)? Таким образом, именно родители, а также бабушка и дедушка естественным образом прививали детям любовь к своей нации.
Воспитывающая роль семьи (особенно, с детьми дошкольного возраста и начальных классов), может получить свое дальнейшее развитие через создание национальных (или межнациональных) семейных клубов. На встречах этих клубов для детей проводятся конкурсы чтецов и исполнителей песен (на национальных языках), конкурс рисунков на темы национальных праздников и дружбы народов и т.д. И что очень важно: для родителей организуются беседы как по истокам конкретного народа, так и по другим темам, актуальным для них. Такие встречи семей создают дополнительную мотивацию для детей и их родителей к познанию и сохранению культуры своего народа. Конкретными примерами таких клубов являются Русская вечерка и Татарский семейный клуб., созданные при Центре национальных культур г. Дубны Московской области.
Говоря об образовательной среде, начнем с дошкольного образовательного учреждения. В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых определены и правила взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников.
Одной из важных форм решения этих задач является приобщение к культуре детей с самого раннего возраста, когда малыши еще стоят на пороге открытия окружающего мира. В статье кандидата психологических наук Коваленко Е. М. «Воспитывающий потенциал среды дошкольной образовательной организации» говорится о расширении образовательного пространства дошкольников посредством музейной педагогики и показывается опыт осуществления образовательной деятельности в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 6 "Звездочка" г. Ивантеевки Московской области [2], где организован музей «Русская изба», являющийся одним из вариантов расширения образовательного пространства дошкольников, индивидуализации их образования. Здесь собраны изделия народных промыслов, предметы быта русского народа. Музей предназначен для осуществления задач духовно-нравственного воспитания и приобщения дошкольников к русской народной культуре. Экспонаты музея любопытны всем дошкольникам. Особенно заинтересованно дети изучают игрушки: каргопольских лошадок и богородских медведей, кукол ручной работы, матрешек, дымковских барынь. Ребята среднего и старшего дошкольного возраста с изумлением узнают в показанных в музее объектах аналоги тем, какими их родственники пользуются дома в наши дни. В музее «Русская изба» наряду с постоянной экспозицией организуются выставки, приуроченные к различным народным праздникам и историческим событиям. Постоянная экспозиция - это предметы быта в интерьере русской избы («русская печка», стол с самоваром, множество чугунков с прихватами, лавки, полки, глиняная посуда). Есть здесь и предметы, необходимые в поле или огороде (тяпки, серп, грабли и множество других). Показаны и такие предметы быта, как домотканые коврики, прихватки и полотенца. Весь учебный год в музее проходят тематические выставки: «Пасхальное яйцо», «Откуда хлеб пришел», «Традиционная кукла», «Широкая Масленица», «Богатыри земли Русской». Воспитатели видят у дошкольников огромный интерес и отвечают на большое количество возникающих детских вопросов. Возник интерес к музею и у родителей воспитанников, так как дети часто рассказывают о музее дома. Родители активно помогают ДОО пополнять тематические выставки экспонатами из своих семейных архивов, и ребята с гордостью отмечают, чью вещь они принесли на выставку.
Другим примером использования активной музейной педагогики является Детский сад «Чулпан» г. Перми, где благодаря инициативе руководителя Пак Ф.С., создан этнографический музей народов Прикамья.
В педагогический процесс старших групп введен курс музейной педагогики.
Проводятся занятия по истории и культуре татарского народа как в музее, так и в групповых комнатах, в которых также созданы мини-музеи. В музей детского сада приходят школьники из соседних школ, студенты ВУЗов, с которыми занятия проводит воспитатель, разработавший методический материал по культуре народов Прикамья. Тема толерантности проходит красной нитью работы детского сада с детьми и родителями. Традиционными стали участие детей и родителей в жизни города: «Фестиваль культур-Радуга наций», «Фестиваль народной культуры», «Фестиваль городов», выставка исламской культуры «Мусульманский мир» и др., народные праздники и гулянья в детском саду совместно с родителями:
«Осенины», «Рождество», «Курбан-байрам», «Навруз», «Пасха», «Сабантуй», «Сенокос», «Встреча трех поколений» (встречаются ветераны-педагоги, педагоги детского сада и его воспитанники). В детском саду помимо русских и татар еще восемь национальностей. Поэтому на национальные праздники все надевают свои национальные костюмы. Все эти мероприятия способствуют повышению интереса к культуре разных народов не только у участников процесса внутри детского сада, но и за его пределами. Очень важным является участие родителей, ибо формирование культуры межнационального общения не может идти эффективно, если в семье не сложится уважение и понимание людей других национальностей.
Приведем еще пример из деятельности Дошкольных образовательных учреждений г. Дубны Московской области. Интересным является проект, нацеленный на использование этнокультурного компонента и в физическом воспитании, и воспитании толерантности дошкольников. Он реализуется в ДОУ №20 «Елочка», который по составу многонациональный:
армяне-1 ребенок, чеченцы-6, корейцы-2, китайцы-2, татары-8, арабы-2, евреи-1, украинцы-3, русские-55 детей.
Проведенный в ДОУ № 20 опрос родителей показал, что:
-100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми;
-34 % систематически занимаются с детьми физическими упражнениями ( в том числе подвижные игры на свежем воздухе);
-21% помнят народные игры из своего детства;
-92% хотят, чтобы дети были всесторонне-развитыми, обладающими коммуникативными качествами;
-72 % желают, чтобы дети были толерантными;
-67% хотели бы, чтобы их дети системно расширяли свои представления о традициях и культуре своего народа.
Ведущим видом деятельности любого дошкольника является игра. Именно поэтому в основу инновационного проекта легли подвижные игры разных народов. Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. В основе большинства подвижных игр народов нашей страны лежат цикличные виды активности: бег, ритмичная ходьба, а также прыжки, подскоки и другие основные виды движений. Кроме того, игры часто имеют сюжет, героев, стихотворную форму словесного оформления. Именно поэтому они позволяют с наибольшей эмоционально положительной окраской использовать цикличность двигательной активности народной игры. Постоянно задействованные сохранные анализаторы (тактильный, двигательный) позволяют детям с нарушением зрения приобщиться к здоровому образу жизни и познакомиться с традициями народов России. Кроме того, подвижные игры позволяют взрослым родителям (законным представителям) вспомнить детство, стать с ними ближе к своим детям.
Для формирования у дошкольников культуры межнационального общения активно использовалась и музыкально-ритмическая деятельность с использованием танцев разных народов, Интерактивный музей, организация Ярмарки дружбы (в национальных костюмах исполнение детьми песен, танцев, различных национальных сцен).
Положительным результатом проведенной работы в ДОУ №20 стало заметное повышение вовлеченности участников образовательного процесса в деятельность, связанную с формированием культуры межнациональных отношений- см. диаграмму.
Подводя краткий итог по работе с дошкольниками, можно отметить, что использование ресурсов музейной педагогики и других форм приобщения детей к культурам разных народов дает им: опыт установления контакта, взаимозависимых ценностно-смысловых отношений с миром (культурой, природой), людьми и самим собой - опыт диалогической познавательной деятельности, социально-нравственных коммуникативных отношений; опыт переживания единения (общности с миром, с другим человеком и самим собой, признание этого переживания в качестве источника и стимула собственного личностного роста). Тематику отработанных на практике форм работы с дошкольниками можно свести в таблицу.
№ | Тема |
1 | Инновационные преобразования в ДОУ с учетом этносоциальных потребностей населения города. |
2 | Создание развивающей предметно-пространственной среды как одного из условий приобщения детей к народной культуре |
3 | Ознакомление дошкольников с родословной как фактор развития ценностного отношения к жизни |
4 | Музей как средство формирования основ культуры межнациональных отношений |
5 | Активизация родителей для решения вопросов формирования национального самосознания средствами народного фольклора на семейных встречах (вариант-создание семейного клуба при ДОУ) |
6 | Музыкальная гостиная как средство становления национального самосознания детей и их родителей. |
7 | Использование подвижных игр, в том числе разных народов, в целях укрепления здоровья детей и формировании уважения к национальным традициям. |
8 | Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре конкретного народа средствами театрализованной деятельности. |
9 | Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей. |
10 | Использование информационных компьютерных технологий при ознакомлении с национальной культурой детей старшего дошкольного возраста. |
Продолжая тему образовательной среды следует отметить, что в условиях решения стратегических задач современного образования важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Современная школа является очень важным элементом в этом процессе. Одна из главных задач в информационном пространстве - развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетенциями к ответственному поведению и самореализации.
Известно, что основополагающей ценностью человечества выступает духовность, которая является специфическим целостно-жизненным феноменом, без которого нет личности, а следовательно, и народа. Внутренняя духовная жизнь человека держится на воспоминаниях, и, следовательно, проблема человеческой памяти — стержневая линия в народном учении. Она тысячелетиями воспевалась в народном эпосе, в семейно-обрядовой культуре, сопровождающей каждый судьбоносный период в жизни человека: рождение, воспитание, рождение потомков, несущих в себе плоть, кровь и душу своих предков, зрелость, старость и смерть... И каждое обращение к прошлому очищает настоящее и обогащает будущее. Результатом этого понимания образовательной среды стало создание такого направления как этнопедагогика, выполняющая миссию живого мостика между прошлым, настоящим и будущим каждого человека и всего народа.
Основатель этнопедагогики академик Г.Н.Волков сформулировал «золотое правило»: «Без памяти — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа».
Лейтмотивом этнопедагогической системы неизменно является и остается любовь к детям. В ней концентрированно представлены общечеловеческие духовно-нравственные ценности: жизнь, любовь, родина, здоровье, свобода, вера, память…».
Рассмотрим, опираясь на план работы Управления народного образования г. Дубны Московской области, деятельность общеобразовательных организаций города в сфере гармонизации межнациональных отношений. Основой этого плана для всех является Календарь образовательных событий на 2019-20 учебный год , приуроченных к государственным и национальным праздника Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, утвержденный Министром просвещения РФ О.Ю.Васильевой.
Мероприятия гражданско-патриотической тематики, посвященные пропаганде государственной символики Российской Федерации, символики Московской области и г. Дубны Московской области, достижениям государства и Московской области, Дням воинской славы России, памятным страницам истории России и значимым событиям в новейшей истории страны:
- Реализация проектов гражданско-патриотической тематики в школе № 1 "Я - гражданин России", в школе № 2 «Честь имею», в гимназии № 3, школе № 5 "Мы - будущее России", в школе № 7 «Я - гражданин России», в школе № 9 школьной программы "Патриотическое воспитание школьников на 2016-2020 гг.", в гимназии № 11 "Традициям верны".
- Ежегодный городской фестиваль патриотической песни "Я люблю тебя, Россия". - Открытые уроки, классные часы, посвященные Дню Конституции РФ, Дню народного единства, Дню Матери («Мама звучит одинаково на всех языках»), Дню Российской науки («Нас объединила наука»), Дню воссоединения с Крымом, юбилейным датам истории России, в том числе Великой Отечественной войны, связанным с межнациональным единством.
Поддержка молодежных программ, проектов и инициатив, направленных на формирование активной гражданской позиции, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику неонацизма и экстремизма:
- Молодежная патриотическая акция "Россия - это я" - Творческие мероприятия ко Дню народного единства (одно из больших мероприятий - праздник в школе № 10 «Мы дружбой сильны») - Классные часы по вопросам межнациональной толерантности, как основы межнационального согласия и мира - Мероприятия в рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям - Ежегодный городской месячник правовых знаний (20.11-12.12) -Ежегодная Олимпиада «Россия-Беларусь - историческая и духовная общность» (сентябрь) - Работа Клуба интернациональной дружбы в школе № 7 - Семейный клуб «Приходите к нам в гости!» в Центре детского творчества «Дружба»: знакомство с традициями семей разных народов.
Вовлечение молодёжи в реализацию программ по сохранению российской культуры на территории Московской области, исторического наследия народов страны, традиционных ремесел в целях укрепления связей между поколениями:
- Внеурочная деятельность по программе "Праздники, традиции и ремесла народов России";
- Конкурс творческих работ (рисунков, видеороликов) "Моя семейная реликвия";
- Городской конкурс сочинений "Моя семья";
- Ежегодный городской конкурс рисунков совместно с Центром национальных культур «Дружба народов»;
- «Уроки дружбы» на базе Центра национальных культур;
- Городской конкурс чтецов для обучающихся с неродным русским языком «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»;
- Городской танцевальный конкурс «Олимпийские танцы».
К перечисленным мероприятиям можно добавить еще проект «Воспитывающие стены», разработанный профессором Б.Ф.Усмановым (создание в школах стендов со сменной информацией по различной национальной тематике: мыслители разных народов о нравственности, воспитании и т.д., юбилейные даты выдающихся личностей, поэтов, писателей и многое другое) и успешно реализованный в школе г. Реутов Московской области.
Таким образом, созидательный, воспитывающий потенциал образовательной среды школы является очень важным и привлекает внимание педагогов-практиков, и педагогов-исследователей. Педагог Щуркова Н.Е. отмечает:
«Совокупность событий, попадающих в поле восприятия школьника, служит предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов: если ребенок видит отношения там, где на поверхности лежат случай, действия, обстоятельство, то данное событие становится фактором его личностного развития, потому что событие стало для него событием его самого, он был с происходящим и сопереживал случившемуся, переживая отношение».
Анализируя практические наработки, приведенные выше, о роли воспитывающей среды в сохранении национальной идентичности, можно сделать вывод о том, что продуманное и органичное взаимодействие Семьи, Дошкольных образовательных учреждений, Общеобразовательных школ и Семейных клубов может дать максимальный результат в воспитании у подрастающего поколения уважения к родной национальной культуре, а также культуры межнациональных отношений. Структурно это изображено в Приложении.
Список использованных источников
1.Нечаев М.П. – доктор педагогических наук, «Определение понятия «Воспитывающая среда» и ее влияние на развитие личности»;
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Россия, г. Москва.M
Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, выпуск 3, часть 2, стр. 406-416.
2.Коваленко Е. М., канд. психол. наук «Воспитывающий потенциал среды дошкольной образовательной организации»; ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Россия, г. Москва.
Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, выпуск 3, часть 2, стр. 389-393.
3.Государственный образовательный стандарт дошкольного образова -ния (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
4.Заботясь о будущем-храним прошлое: Формирование основ культуры межнационального общения детей дошкольного возраста: метод. Пособие/науч. Ред. Л.В.Коломийченко; Пермский гос. Гуманитарно-
5.педагогический университет; МАДОУ «Детский сад «Чулпан» г. Перми.- Пермь, 2019.
6.Распоряжение Министерства Российской Федерации «О календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год» №ТС-1314/04 от 21 мая 2019 г.
7.Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога/Н.Е.Щуркова.М.АРКТИ, 2007 г. 8.Опыт работы ДОУ №20 «Елочка» города Дубны Московской области по межкультурному просвещению. Презентация/И.В.Огурцова – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, 2019 г.