Мухтасаров Ф.Ш., Председатель общественной организации «Региональная татарская национально-культурная автономия Московской области», г. Дубна Московской области, ул. Тверская, д.4, кв.16; e-mail: mukhtasarov@gmail.com.
Аннотация. В статье на примере конкретных объектов инфраструктуры рассмотрены вопросы повышения эффективности по поддержке национальных культур и гармонизации межнациональных отношений.
Ключевые слова: этнокультурная инфраструктура, Дома дружбы, Центры национальных культур, Клубы интернациональной дружбы, Фестиваль национальных культур.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в разделе совершенствования государственного управления отмечена необходимость «развития этнокультурной инфраструктуры: домов дружбы, центров национальной культуры народов Российской Федерации, этнопарков, этнодеревень, иных государственных и муниципальных организаций, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации».
Эти вопросы нашли отражение в Концепции реализации государственной национальной политики на территории Московской области [2- раздел 7] и в Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 года.
В этой связи важной задачей Администраций муниципальных образований является максимальное ускорение создания Центров национальных культур и организация их эффективной деятельности. Все это, очевидно, должно проходить при полном взаимодействии с местными национально-культурными объединениями.
Основными задачами Центров национальных культур являются формирование и удовлетворение духовных потребностей народов, проживающих на территориях муниципальных образований, культуры межнационального общения, воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и культуре России. А это подразумевает активную и творческую работу по следующим направлениям:
- -просветительская работа: проведение конференций, фестивалей, выставок, дней национальных культур, дискуссий по истории, культуре, традициям и обычаям народов.
- -организация и проведение вечеров, конкурсов, смотров и иных мероприятий в рамках национально-культурных потребностей;
- -взаимодействие со школами и дошкольными образовательными учреждениями по организации просветительских мероприятий;
- -оказание правовой помощи национально-культурным автономиям, объединениям, землячествам, направленной на поддержание межнационального мира и согласия;
- -открытие на базе Центра студий, кружков, воскресных школ;
- -организация курсов по изучению русского языка для лучшей адаптации мигрантов (как взрослых, так и детей);
- -прием делегаций из субъектов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья;
- -участие в реализации соглашений в области культурного сотрудничества между муниципальным образованием и городами-побратимами;
- -формирование фонда методической и любой другой литературы, аудио и видеофондов по устным, музыкальным и хореографическим формам фольклора народов, проживающих на соответствующей территории;
Список можно продолжить с учетом организационных возможностей и нарабатывания опыта.
Одним из примеров такого Центра является Дом дружбы, созданный в г. Пушкино в 2003 году при полной поддержке Администрации района. В Центре нашли себе приложение все активно действующие национально-культурные объединения района. Они начали проводить не только свои, но и совместные мероприятия. Этот Центр даже стал неким символом по поддержке национальных культур. Так в сентябре 2011 г. при участии МИД России Минрегионом России был организован визит в Московскую область делегации экспертов Консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. Делегация посетила именно Дом дружбы в г. Пушкино. Все, что увидели и узнали члены делегации, пообщавшись с активистами национально-культурных автономий Пушкинского района, произвело на них большое впечатление. Эксперты дали позитивную оценку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области по защите прав национальных меньшинств. Данный пример демонстрирует, что деятельность Национально-культурных объединений и их поддержка со стороны органов власти позволяют не только создавать условия для сохранения самобытности и национальной культуры народов, проживающих в Подмосковье, а также способствовать сохранению общественно-политической стабильности в Московской области, но и вносить весомый вклад в защиту интересов нашей страны на международном уровне, созданию его авторитета и в вопросах национальной политики.
Другим примером является Центр национальных культур, открытый благодаря активному сотрудничеству Дубненской татарской национально-культурной автономии с Администрацией города, в марте 2013 г. в городе Дубне. Центр занимает часть площади городской библиотеки. Руководитель Центра Л. Алексеева относится к этой благородной деятельности с душой и инициативно. За прошедший период, благодаря активному взаимодействию представителей национально-культурных объединений, землячеств и Администрации Дубны, выполнена большая работа и наработан хороший опыт, который можно передавать другим муниципальным образованиям и национально-культурным объединениям.
Это:
- - «Уроки дружбы» для учащихся школ ( в год около 300 человек) на базе Центра -регулярно с 2015 года. ;
- - Ежегодный городской конкурс рисунков «Дружба народов» совместно с ЦНК- в среднем 100 хороших работ представляются в ЦНК, организуется выставка, подводятся итоги и награждаются участники;
- - Дни татарской культуры (ежегодно);
- - Праздник Навруз (ежегодно);
- - Масленица (ежегодно)
- - Встречи других НКО и Землячеств других государств;
- Клуб «Русские традиции»- в него входят Объединения: Русская вечерка, Казачьи песни под гармонь, Детская вечерка. Встречи проходят еженедельно по пятницам: русские народные песни, хороводы, пляски, игры. Участвуют от 20 до 50 человек;
- -Дни русской культуры в Дубне: проводятся ежегодно 1-12 июня в рамках празднования Дня России;
- - Городской Фестиваль национальных культур «Радуга цветов», на котором принимают участие взрослые и дети: представители всех национальностей, проживающих в городе; проходит во Дворце культуры (600 мест);
- - Семейный татарский клуб (создан в 2018 г.), в котором дети участвуют в мастер-классах и конкурсах (стихи, песни), а для взрослых проводятся просветительские беседы по истокам татарского народа (участвуют 30-50 человек).
Впереди широкий спектр задач по установлению тесных постоянных связей со школами и целенаправленная просветительская работа с учащимися. И в этом процессе уже смогут участвовать Клубы интернациональной дружбы, которые можно там создать.
Таким образом, Центры национальных культур - другими словами – Центры кристаллизации национальных культур –выполняют реальные задачи по укреплению общественного согласия, воспитанию культуры межнационального общения и патриотизма у граждан региона и России в целом. Это значит, что мы предотвратим возникновение национального экстремизма в будущем. В перспективе уже можно будет создать Ассоциацию НКЦ (или Домов дружбы) Региона, которая будет активно способствовать обмену опытом. И во всем этом процессе, повторимся, очень важна целевая материальная поддержка со стороны региональных и местных Органов власти по созданию и осуществлению деятельности таких Центров.
Следует подчеркнуть и большую роль, которую играют средства массовой информации. Их активное участие в освещении позитивных национально-культурных мероприятий и событий несомненно многократно повышает эффективность формирования соответствующего общественного климата. В Подмосковье телевидение и радио по обращению руководителей национально-культурных объединений освещают все общественно-значимые мероприятия. А в перспективе станет целесообразным и открытие программ «Россия многонациональная», «Подмосковье-многонациональное» и т.д.
Развивая тему инфраструктуры, надо подчеркнуть роль этнопарков, которые могут быть успешно использованы в просветительских целях. Одним из прообразов такого парка является экологический детский парк «Пространство детской мечты» г.о. Домодедово (генеральный директор, автор проекта, канд. биол. наук А. В. Черкасов), созданный на некогда заболоченном месте около Каширского шоссе. Этот парк - необычно оформленная территория с многочисленными арт-объектами, музеями, причудливыми строениями, сказочными героями, множеством растений [4-стр.50-53]. Развивая содержание, А.В.Черкасов наполняет его и сказочными героями других народов. Так в 2018 году там нашли свое место Шурале и Дровосек из стихотворения «Шурале» татарского поэта Г.Тукая.
В парке неоднократно проводились педагогические семинары и конференции, что соответствует современным тенденциям, наметившимся в системе повышения квалификации, требующим постоянного поиска путей для организации более интересных занятий с педагогами. В таком уникальном парке работники детских садов и школ имеют возможность сменить привычную обстановку, побывав в необычном месте, получить новую информацию, а также пообщаться со специалистами других направлений.
Важно отметить, что для семинаров обозначаются такие обязательные структурные части как: экскурсия по парку и его строениям, организованная сотрудниками парка; беседы с организаторами парка согласно выбранным темам семинара; выступления участников семинара согласно выбранной теме; мастер-классы, специально организованные по теме семинара; подведение итогов семинара.
На мастер-классах педагоги узнают, как организовать экскурсию-прогулку для своих воспитанников и родителей с детьми на территории парка, какие и как лучше использовать подвижные и словесные игры для детей разного возраста, как организовать наблюдение за различными живыми и неживыми объектами, на какие темы и как организовывать беседы с детьми. Затем в детских садах педагоги сами начинают использовать некоторые элементы дизайна на участках своих детских садов, с тем, чтобы проводить тематические занятия на прогулке.
В парке осуществляется воспитательно-образовательная деятельность в ходе совместного положительного и плодотворного времяпрепровождения взрослых и детей. Это прогулки взрослых вместе с детьми, в процессе которых можно проводить различные беседы, наблюдения, словесные игры, загадывать и отгадывать загадки, узнать о существовании «Трогательной азбуки» и получать максимальное удовольствие от общения на природе, знакомиться с парком как с объектом зодчества, посещать мастер-классы, организованные сотрудниками парка. Данный аспект деятельности парка «Пространство детской мечты» это прежде всего его функционирование как многопрофильной территории, которая формирует эстетическо- нравственно-экологическую культуру у детей и взрослых, посещающих парк, а также способствует формированию культуры межнационального общения. Свободные прогулки положительно влияют на психоэмоциональное и духовное здоровье человека, а беседы и организованное наблюдение за растениями, животными (в контактном зоопарке), персонажами из сказок разных народов, обогащают детей не только новыми впечатлениями, но и новыми знаниями.
Сегодня, учитывая созданный ландшафтный дизайн, мероприятия, проводимые в парке, можно говорить, о том, что сложилось новое научно-практическое направление – ландшафтно-парковая педагогика. Она зародилась в парке «Пространство детской мечты», благодаря творчески одаренным людям[5- стр. 214].
В перспективе создание в каждом муниципальном образовании парковых зон, наполненных просветительским экологическим и этническим содержанием, станет еще одним важным явлением, способствующим воспитанию духовно и нравственно здорового поколения.
Список использованных источников.
1.«Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года» (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 с последующими изменениями: Указ от 6 декабря 2018 г. №703).
2.Концепция реализации государственной национальной политики на территории Московской области (Постановление от 23 марта 2012 года №352/10- с изменениями на 3 ноября 2015 г.).
3.Постановление Правительства МО от 28 декабря 2018 года №1023/45 «О Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года» (с изменениями на 10 декабря 2019 года);
4. Черкасов, А. В. Концепция экологического парка с функцией семейной коррекционной релаксации / А. В. Черкасов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 8. - С. 50-53.
5. Лусс, Т. В. Ландшафтно-парковая педагогика. Творчество. Эмоции. Радость / Т. В. Лусс, А. В. Черкасов.- М. : Буки Веди, 2018, 214 с.
6.Сайт «mosobltatar.ru.