Мухтасаров Ф.Ш., Председатель общественной организации «Региональная татарская национально-культурная автономия Московской области», г. Дубна Московской области, ул. Тверская, д.4, кв.16; e-mail: mukhtasarov@gmail.com.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы просветительской деятельности национально-культурных объединений Московской области через организацию мероприятий в соответствии с национальными традициями конкретного народа.
Ключевые слова: гармонизация межнациональных отношений; дружба народов.
Сохранение и приумножение культурных и духовных ценностей многонационального российского народа является в настоящее время важнейшей социально-политической задачей. Её реализация четко определена в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и предусматривается за счет: « сохранения самобытных культур, исторического наследия и традиций взаимодействия народов России, формирования в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям; формирования культуры межнационального общения в соответствии с нормами и традициями российского народа; развития межнациональных и межрегиональных культурных связей…» .
В Московской области накоплен интересный опыт работы по этим направлениям. На территории этого крупнейшего Российского региона проживают представители многих национальностей, в том числе русские составляют 92,9%, украинцы - 1,8%, армяне – 1,0%, татары -0,8%, белорусы- 0,5%. От 0,3 до 0,1% составляют этнические группы молдаван, азербайджанцев, мордвы, таджиков, чувашей и евреев. Другие национальности составляют 1,6% населения Московской области.
Задача создания благоприятных условий для сохранения многообразия культур решается через тесное и инициативное взаимодействие национально-культурных общественных объединений и органов власти всех уровней.
По данным Управления Министерства юстиции по Московской области в 2018 году на территории Московской области действует 114 национальных общественных объединений, в том числе 72 национально-культурных автономии и 42 национальных общественных организации: татары – 24 объединения (2 региональных и 22 местных организации), армяне – 19 объединений, азербайджанцы – 16 объединений, мордва – 9 объединений, немцы – 7 объединений, белорусы – 7 объединений, евреи –3 объединения, украинцы, корейцы, грузины, ингуши и якуты по 1-2 объединения.
Национальные общественные объединения действуют в 37 муниципальных образованиях Московской области. Наибольшее их количество – в городских округах Химки, Мытищи и Пушкинском муниципальном районе (7 и по 5 объединений соответственно).
Наиболее активную общественную деятельность ведут национальные общественные объединения татар, мордвы, корейцев, украинцев, азербайджанцев и армян.
Активное взаимодействие органов государственной власти и национально-культурных объединений происходит во время подготовки и проведении общественно-значимых мероприятий, таких, как татарский праздник «Сабантуй», праздник корейской культуры и другие. Организаторы этих мероприятий проводят их анализ с позиции максимальной пользы для укрепления межнациональных отношений и общественного согласия. И эта деятельность находит положительный отклик у наших граждан. Поэтому, уже опираясь на опыт работы Региональной татарской национально-культурной автономии Московской области, можно сказать, что у нас определился такой подход: через сохранение языка, культуры, традиций и обычаев татарского народа - к обогащению общей Российской культуры и гармонизации межнациональных отношений.
Одним из примеров реализации этого подхода является организация и проведение татарского народного праздника «Сабантуй» ( праздника плуга), возрождение которого в Московской области началось в 2001 году после создания Региональной татарской национально-культурной автономии.
С самого начала Министерство культуры Московской области поддержало это начинание. И Сабантуй, как областной праздник, проводится уже девятнадцать лет, причем - как движение-знакомя жителей с традициями и культурой татарского народа. За этот период он прошел в городах: Орехово-Зуево (2001-2002 гг), Пушкино (2003 г.), Щелково (2004 г.), Балашиха (2005 г.), Одинцово (2006 г.), Дубна (2007 г.), Домодедово (2008 г.), Люберцы (2009 г.), Наро-Фоминск (2010 г.), Орехово-Зуево (2011 г.), Ногинск (2012 г.), Жуковский (2013 г.), Подольск (2014 г.), Пушкино (2015 г.), Дмитров (2016 г.), Коломна (2017 г.), Сергиев-Посад (2018 г.), Щелково (2019 г.).
Эстафета Сабантуя – всадник с гармошкой на скачущем коне - на сцене Сабантуя торжественно передается от одного муниципального образования другому. И принимающая сторона уже за год начинает готовиться к празднику. Из года в год Сабантуй становится все популярнее. Расширяется и содержание, в котором учитываются возможности и особенности конкретного города. Так, например, в Балашихе (2005 г.) участников Праздника поздравлял Балаш - персонаж одной из версий образования названия города. В Дубне (2007 г.) воднолыжники на реке Волга с флагом Сабантуя показали целое выступление, а всадники на конях - свое мастерство. В городе Жуковский (2013 г.) зрителей и гостей Сабантуя приветствовали уже показательные выступления вертолета с флагами и спортивных самолетов и т.д.
Сегодня Сабантуй – это целая программа, которая направлена на просвещение населения Московской области. Она включает в себя организацию:
- - освещения в СМИ (газеты, телевидение) обычаев и национальной кухни;
- -творческой встречи, посвященной великим татарским поэтам Г.Тукаю, М.Джалилю и другим, в которой принимают участие как учащиеся, так и представители молодежи (независимо от национальности); программы этих встреч, как правило, инициативно готовят сотрудники библиотек, а стихи поэтов читают учащиеся.
- - выставки работ художников (любой национальности) , в которых изображены культура и быт татарского и других народов;
- -«круглого стола» по межнациональным вопросам с обменом опытом и выработкой конкретных предложений (по рекомендациям начинают создаваться Консультативные советы, активизируются действия по созданию Центров национальных культур);
- -конкурса детских рисунков и сочинений, посвященных Сабантую и дружбе народов;
- -Детского Сабантуя, который организуется в разных формах: как соревнование между командами школ города (г. Ногинск-2012), или как благотворительная развлекательная программа в Детских домах Подмосковья (г. Орехово-Зуево-2011, г. Жуковский-2013) или в рамках праздника, посвященного Дню защиты детей (Коломенский район-2017 г.).
- - фотоконкурса на лучший фоторепортаж о Сабантуе.
- - обучения спортсменов города правилам борьбы на поясах;
Вся эта программа формировалась постепенно- из года в год. Вначале она была реализована в наукограде Дубна в 2007 году. С тех пор она с каждым разом дополнялась и совершенствовалась организационно и по содержанию. Сабантуй, участниками и зрителями которого становятся тысячи людей (разной национальности и всех возрастов) сегодня в Московской области выполняет многогранную и благородную роль:
- -знакомит население с культурой татарского народа, поднимает дух соотечественников, вызывая чувство гордости за свои обычаи, традиции и культуру;
- -реально обогащает нашу общую культуру: к празднику изучаются произведения татарских композиторов и татарские танцы местными ансамблями и самодеятельными коллективами, которые остаются в репертуаре этих коллективов;
- -как реализация рекомендаций Круглого стола по межнациональным отношениям, способствует передаче наработанного опыта муниципальным образованиям Московской области.
- - на Сабантуе участвуют все желающие, независимо от национальности; это Областной праздник, и, в то же время, праздник района, города. Культурно-спортивная программа и по-человечески теплая атмосфера Сабантуя сближают людей; это праздник дружбы;
Другим общественно значимым мероприятием, нацеленным на решение поставленной задачи, является Фестиваль учащихся музыкальных школ и культурно-досуговых центров «Музыкальное искусство татарского народа - культурное достояние России», проводимый при поддержке Министерства культуры Московской области. Фестиваль проводится один раз в 2 года, периодически меняя города Подмосковья. С большим интересом и желанием участвуют в нем дети разных национальностей. Из двух произведений одно произведение - татарского композитора. Количество детей-участников свыше 100 человек из 15 муниципальных образований Московской области, а также из Татарстана и Башкортостана. А в 2018 году участвовали уже и талантливые дети из Казахстана. И дети, а через них и взрослые, уже через искусство познают культуру другого народа. Фестиваль стал очень популярным в Московской области.
Приведем пример из опыта Корейской общественной организации Московской области (председатель Э.Н.Ким). В Москве и Московской области с 2016 года начал ежегодно проводится корейский национальный праздник «Чусок». Чусок (дословно-осенний вечер) наиболее популярное народное торжество - корейский осенний праздник урожая и поминовения старших- отмечают в пятнадцатый день восьмого месяца лунного календаря. Он является национальным праздником. Обычно длится 3 дня (за день до начала, сам день чусок и день после него), все радуются богатому урожаю и выражают верность ушедшим предкам. В массовом сознании корейцев Чусок воспринимается как главное торжество года, который символизирует единство семьи, верность родным местам. Корейцы с древних времен, будучи земледельцами, накануне уборки урожая, готовили пищу из нового зерна и посещали могилы предков. В Чусок проводятся различные игры и состязания. Женщины катаются на качелях, мужчины - соревнуются в национальной борьбе сирым. В зависимости от местности организуются и состязания по перетягиванию каната, игра в морскую черепаху, стрельба из лука, пение, воспроизводящее картины Имчжинской Отечественной войны, а также песни, которые поют женщины при прядении и ткачестве. Традиционно проводится обряд, известный как «черепашья забава» - кобук нори. Два его участника одевают на себя большой соломенный щит, похожий на панцирь черепахи. Эту «черепаху» другие участники обряда водят от дома к дому. «Черепаха» танцует и развлекает хозяев, потом падает, будто истощена и голодна. Хозяева восстанавливают силы «черепахи», угостив всех выпивкой и закуской. Другой очень заметный атрибут Чусок - это «бычья забава» - со нори. Самого трудолюбивого крестьянина сажают верхом на быка и он едет по деревне и раздаёт подарки. Устраивались и петушинные бои. Именно в Чусок проводятся женский хороводный танец - канкансуллэ, сопровождаемый хоровым пением. На этом празднике особое внимание уделяется развлечениям. Детишки с особым удовольствием запускают в небо воздушных змеев самых разнообразных конструкций.
Конечно, за последнюю сотню лет жизнь корейцев изменилась сильнее, чем за предшествующие два тысячелетия. И хотя новому поколению некоторые старинные обычаи кажутся странными, все же многое в Корее осталось неизменным. И в первую очередь - почитание предков, а также огромное желание донести до далеких потомков всю красоту древних обрядов и праздников. Празднование Чусок и сейчас всё более приобретает необходимый колорит и теперь всё чаще этот древний праздник отмечается в каждой корейской семье. Он проходит во всех корейских общинах не только в России, СНГ, но и по всему миру, где проживают корейцы, привлекая к нему внимание и интерес также представителей других народов.
Программа этого праздника, организуемого в Москве, включает в себя:
- -концертную программу на одной из площадок г.Москвы. ( Парк Красная Пресня, Дворец пионеров на Ленинских горах и др.);
- -демонстрацию национального костюма;
- -приготовление национальной пищи;
- -обучение национальным играм (обращено к детской аудитории);
- -обучение национальному творчеству (аудитория: молодежь и дети).
Праздник проходит в два дня. Посещаемость в среднем от 500 до 1500 человек. В первый год (2016) за два дня посетило праздник «Чусок» 4500 чел.
Пример из деятельности еврейской общины Подмосковья «Гинейни- Подмосковье» (председатель В.А.Широченко). В рамках Проекта «Шатер Авраама» в 2017- 2019 годах проведен Фестиваль национальных культур и Авраамических религий «ЕДИНСТВО ПОД НЕБОМ». Программа Фестиваля включает в себя несколько площадок:
- - 1-я площадка – «ШАТЕР АВРААМА» наглядно демонстрирует единство Авраамических религий и многовековое единство наших народов;
- - 2-я площадка – Фестиваль национальных культур «ЕДИНСТВО ПОД НЕБОМ» с участием музыкальных коллективов песни и танцев национальных диаспор Московской области;
- - 3-я площадка - дегустация «Национальных кухонь», мастер – классы по приготовлению традиционных блюд;
- - 4-я площадка-стенды народного творчества.
В празднике принимают участие порядка 500 человек, в том числе казаки, русские, чуваши, белорусы, татары, азербайджанцы, узбеки и другие.
Таким образом, это мероприятие способствует познанию национальных культур и укреплению дружбы между народами.
Сохраняя духовность и национальную самобытность, неповторимость своего этноса в многонациональной семье народов России, Национально-культурное объединение украинцев «Криница» в Подмосковье ежегодно проводит мероприятия по сохранению украинской культуры, традиций, обрядов и обычаев. Стало доброй закономерностью каждый раз в начале нового года проводить совместно с Георгиевским Храмом села Алешино Пушкинского района православный праздник Рождества Христова «Рождественская сказка». Раскрывая особенности празднования Рождества Христова, показывая православные истории рождественского Вертепа, старинные русские и украинские обряды и обычаи встречи Святого Вечера, приготовления Богатой Кутьи, изготовления Дидуха, традиций Рождественских Святок, Засевания и Колядования, праздник ежегодно собирает тысячи не только православных, но и мусульман, детей и взрослых разных национальностей. Доброй традицией у представителей НКОУ «Криница» стало ежегодно проводить праздник национальной кухни «ВАРЕНИК ДРУЖБЫ», который раскрывает не только кулинарные особенности украинского вареника, но и его традиционных национальных «братьев» – пельменей, мантов, этли-бореков, драников, хинкали и т.п. Праздник включает в себя мастер-классы, конкурсы, викторины, дегустацию и национальные забавы, собирая вокруг себя сотни и тысячи представителей разных национальностей. Эти традиционные праздники, проводимые Национально-культурным объединением украинцев «Криница» стали фактором единения российской нации. Поэтому и закономерен тот факт, что данные проекты стали победителями Ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».
Большой интерес вызывает-праздник восточных народов-Навруз. Навруз – это День весеннего равноденствия. У древних народов день весеннего равноденствия ассоциировался с приходом весны и тепла. Само по себе это слово с персидского означает «новый день». 10 лет назад ЮНЕСКО включило праздник в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. С этого момента он называется «Международный день Навруз». В России как и во всем мире этот день празднуют 21 марта. Впервые о Наврузе упомянуто в книге огнепоклонников «Авеста». В ней говорится, что это праздник рождения жизни на земле и ее победы над смертью. Согласно документу, появились в этот день: огонь, вода, земля, растения, животные и люди. Кроме того, в Навруз произошло множество знаменательных зароастрийских событий. Например Заратуштра был избран богом. А мифический царь Джамшид по легенде во время путешествия был освещен солнцем, после чего этот день стали почитать, как священный. Существует и версия поэта Омара Хайяма. Он писал, что Навруз был учрежден легендарным царем Каюмарсом. Тот первым догадался, что с этого дня начинается год, после чего собрал авторитетных жрецов и вместе с ними установил дату начала летоисчисления. Навруз уходит корнями в зороастризм, и статус официального религиозного праздника он приобрел при Ахеменидах ( VI—IV век до н. э.). То есть никакого отношения к исламу он не имеет. При этом почитают этот день в странах с преимущественно мусульманским населением. Противоречия тут на самом деле нет - сегодня это просто традиция у народов, которые проживали на территориях современного Ирана, Средней и Малой Азии, Кавказа и Казахстана до прихода на эти земли арабов-мусульман (последними Навруз не признается, а кое-где даже запрещается). На сегодняшний день - это просто символ обновления, рождение природы и новой жизни, духовного и физического очищения. Традиционно начинают готовиться к персидскому новому году за несколько недель. В течение этого времени человек должен отдать все свои долги, навести порядок во дворе, в доме и в своей голове, а также приготовить ряд праздничных блюд. Еда согласно ритуалу должна состоять из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» персидского алфавита. На стол принято ставить зеркало, свечи и крашеные яйца. Свеча символизирует огонь, защищающий человека от злых сил. Яйцо и зеркало - это завершение старого и наступление нового года. Одним из главных символов Навруза считаются проросшие ростки пшеницы, обвязанные красной лентой. Вазочками с ростками украшаются дома, сады и праздничные столы. От народа к народу нюансы ритуалов и приготовлений могут изменяться, однако все, кто празднует Навруз, в эти дни не работают, веселятся, принимают пищу и, конечно же, поздравляют друг друга с началом нового года.
В Московской области инициатором проведения праздника Навруз стало Региональное общественное движение «Путь к всеединству». Так, 21 марта 2018 года состоялся благотворительный концерт-презентация в МБУК «Центр культуры и искусств» г. Электроугли, посвященный международному празднику Навруз. Целью мероприятия на современном этапе является гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, а также профилактика экстремизма, укрепление единства российской нации, повышение грамотности населения, воспитание здорового интереса к достижениям носителей культуры разных религий и национальностей. С учетом этого сценарий строился на 7 классических понятиях о добре. В процессе концерта был раскрыт смысл пословицы - «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (почему семь, а не восемь или шесть и т.д.) и других пословиц и поговорок. Отвечая на жизненно-важные вопросы, зрителям были представлены музыкальные номера представителей культур различных национальностей нашей страны: русских, украинцев, белоруссов, узбеков, татар, грузин, армян. Через многообразие национальной музыки, песен, красочных костюмов зрителям был раскрыт смысл сложного слова «человек», а также слов: «любовь», «судьба», «милосердие», «вера», «надежда» и др. Завершилось мероприятие деловой беседой представителей социально-ориентированных общественных организаций, на которой обсуждались современные возможности решения социальных проблем. Через год- 23 марта 2019 года- также в г. Электроугли проведено аналогичное мероприятие, программа которого стала еще содержательнее. Был организован конкурс детских рисунков «Навруз» , по итогам которого зрителям было представлено 45 работ из детских садов, школ и художественных студий. Также в фойе гости из Китая провели чайную церемонию и мастер-класс по каллиграфии на родном языке с помощью переводчика, что вызвало интерес не только у молодежи, но и людей старшего возраста. Далее в ходе концерта и музыкальных номеров представителей культур различных национальностей зрители отвечали на жизненно-важные вопросы:
1.Что объединяет людей разных национальностей, вероисповедания и религий?
2.Чем отличается любовь к детям, к родителям, к Родине и почему любви все возрасты покорны?
3.Чему надо учиться, чтобы любить и быть любимым?
Вызвало интерес и то, что за час до начала концерта и в течение часа по его окончании специалисты Движения «Путь к всеединству» беседовали со зрителями, интересующимися проблемами здоровья, семьи, воспитания и другими жизненно актуальными вопросами. В завершение мероприятия состоялась деловая беседа представителей социально-ориентированных организаций, где обсудили дальнейшее взаимодействие и сотрудничество. Надо отметить и то, что среди посетителей мероприятия было много детей и молодежи- в том числе представителей разных народов. Подобные просветительские мероприятия проводятся Движением «Путь к всеединству» в Московской области с 2014 года, и организаторы надеются, что эта добрая традиция будет развиваться в нашей многонациональной стране!
В настоящей статье показана только часть примеров из опыта работы Национально-культурных объединений Московской области. И на основе этих примеров представлена Структура организации традиционных народных праздников с просветительской программой (прилагается). Дальнейшее активное и систематическое развитие такого движения в сочетании с другими формами, о которых пойдет речь в последующих статьях, станет основой более спокойной жизни будущих поколений. И в этой связи, уместна, на наш взгляд, мысль австрийского психолога З.Фрейда:
«Нелегко возделывать благотворные ростки дружбы на поле человеческих отношений, которое склонно зарастать бурьяном недоверия, отчуждения, зависти и недовольства. Но еще труднее благостно возделывать каменное поле межнациональных отношений».
Список использованной литературы.
1.См.www.consultant.ru - Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. №1666
2.см.www.perepis-2010.ru - Итоги переписи населения
3.См. ru.wikipedia.org-Сабантуй; ( Р.К.Уразманова, С.В.Чешко, Книга "Татары", 2001 г., стр. 376.).
4.Ежегодный доклад Общественной палаты Московской области « О состоянии и развитии институтов гражданского общества в Московской области в 2018 г., 17.12.2018 г.
5.А.А.Галимов. Юность древнего праздника /Р.Г.Гузаиров, Ф.Ш.Мухтасаров //Татары Подмосковья, 2017 г., С. 449-455.